Инструменты Управления Знаниями

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ  Инструменты Категория:  УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ
Опубликовал:         16.02.2020               print

Экономисты утверждают: экономика 21-го века - экономика знаний. В глобальном мире в конкурентной борьбе будут побеждать те компании, которые лучше научатся собирать, сохранять, систематизировать, повторно использовать знания.


В крупных зарубежных и отечественных, особенно производственных компаниях давно разработаны, внедрены методы и практические подходы по удержанию, распространению знаний. Созданы целые подразделения Knowledge Management (KM), призванные развивать и совершенствовать корпоративную Систему Управления Знаниями (СУЗ). Рискуют остаться на обочине рынка те организации, которые ещё не задумывались о необходимости менеджмента знаниями или считают: работники - вечны или "у нас и так всё хорошо [с прибылью]".


Сотрудники всегда сопоставляют, что даёт им компания с тем, что они дают компании. Сотрудники никогда не будут отгружать свой опыт и знания на 100% в предприятия, тем более в которых отсутствует атмосфера доброжелательности, поступательного развития, ДНК созидания. К находящимся в сознании работников знаниям необходимо подходить как взятым в лизинг или заемным активам, а точнее, как к активам, арендованным организацией на очередной рабочий день.
Интеллектуальный капитал = Объективированные знания компании (интеллектуальные активы, собственный капитал) + Неявные знания сотрудников (заемный капитал)


На конференции KnowledgeConf 2019, прошедшей 26 апреля 2019г. в г. Москва, я задал вопрос: "Надо ли выкупать знания у сотрудников?".
На что Денис Волков (старший преподаватель Базовой кафедры Цифровой экономики Института развития информационного общества РЭУ им. Г. В. Плеханова) ответил:
«Знания = Сила, Сила = Власть. Кто просто так захочет делиться силой?» , поэтому знания надо выкупать у сотрудников.

Позже на научно-практической конференции «Практические инструменты управления знаниями», прошедшей 3 декабря 2019г. в г. Москва в рамках создания Международной ассоциации управления знаниями (IKMA) НИУ ВШЭ (организатор - Владимир Баронов), докладчики из крупных промышленных предприятий ("ЕвразХолдинг", международный аэропорт "Москва Домодедово", ПАО "Северсталь") рассказали, как у них действует материальное поощрение за участие в СУЗ и какую ощутимую пользу это дает предприятиям. В каждом предприятии внедрены и работают свои уникальные подходы и технологические инструменты: наставничество, корпоративная социальная сеть web-портал, база знаний.



Инструментов Knowledge Management существует много, а с развитием технологий будут появляться новые. В прикреплённом ниже файле собрал инструменты KM, сгруппировал, сопроводил пояснениями.


Для тех, кто в начале пути: исходя из специфики предприятия достаточно выбрать 3-5 инструментов, применять их широко и на постоянной основе.
Теория малых дел: рекомендуется начать с очевидного и простого - экспертным путём определить критически важные знания и начать работать по ним по принципу «вреда нет, а польза возможна».




p.s.
И под конец немного юмора о том, что всё новое - хорошо забытое старое. Управление знаниями придумано не вчера, оно существовало сотни и тысячи лет назад только в иных формах. Вот, на примере многосерийного художественного фильма "Место встречи изменить нельзя", вышедшего на экраны в 1979 году, более 40 лет назад, я увидел следующие элементы управления знаниями:

  • Профессиональные сообщества - все работники МУРа;
  • Материалы для новых сотрудников, Onboarding - как Гриша Ушивин (по прозвищу "6 на 9") встречает Шарапова;
  • Помощь коллег - Жеглов отсыпает распрекрасного сахарку у Петюни;
  • Интервью - Жеглов расспрашивает какого-то красавца (Липатникова Фёдора Петровича) на квартире Ларисы Груздевой;
  • Разборы "полётов" - сцена спора Шарапова и Жеглова в "Фердинанде";
  • Наставничество - 6 правил Глеба Жеглова (кстати, Дейл Карнеги отдыхает);
  • Коучинг - Жеглов дает указания Шарапову: "Спрос, он в нашем деле дорого стоит. Спрашивать надо вовремя, чтоб в самую 10-ку лупить.... А пока присматривайся, мотай на ус, ну и, по-военному, делай как я";
  • Геймификация - Жеглов играет с Копчёным (Бесяевым) на интерес и добывает важные сведения;
  • База знаний - папка Жеглова, которую он сначала шарит (от англ. "Share" - делиться) с Шараповым, а потом прячет от него;
  • Опросник - Жеглов устно опрашивает вора-карманника Кирпича (Костю Сапрыкина);
  • Выставки и мероприятия - Жеглов и Шарапов посещают Большой театр;
  • Корпоративные тренинги - Шарапов, Жеглов и товарищи в ресторане "Астория" выслеживают Фокса;
  • Корпоративная социальная сеть, лента новостей - Фокс пишет маляву записку под диктовку Шарапова;
  • Карты компетенций сотрудников - бумажная картотека преступников, Жеглов по памяти вопроизводит профили мошенниц;
  • Корпоративный глоссарий - Шарапов заучивает воровской сленг перед внедрением в банду;
  • Коммуникации через мессенджеры - Шарапов звонит по телефону и просит бабаньку позвать Аню;
  • Рабочая встреча - Шарапов приходит на стрелку с Аней;
  • Рассказ из личного опыта (Storytelling) - Шарапов на малине рассказывает гражданам уголовничкам про свое шофёрское прошлое;
  • Кросс-функциональная команда - Шарапов и ротный Левченко;
  • Мозговой штурм - Жеглов с сотоварищами приходят к выводу: место операции изменить нельзя;
  • Моделирование ситуации - Жеглов с товарищами просчитывают в подвале освобождение Шарапова;
  • Кодификация знаний - муровцы в подвале магазина на дверь приклеивают фото Вари;
  • Мудрость - шофёр Копытин.


Энергия идеи   dvbi.ru                    Последнее изменение: 2020-02-16 19:10:00Z         Возрастная аудитория: 14-70         Комментариев:  0
Прикрепленные файлы:
  Инструменты Управления Знаниями (Knowledge Management Tools)               Размер: 45.58 Кб            Скачали раз: 7

Теги:   Примеры Управление
Связанные статьи:

Пожалуйста, проголосуйте и ниже поставьте лайк:   rating
1 1 0


  Comments


Следующая статья:    Кастомизация физической модели данных в SAP PowerDesigner
Предыдущая статья:  Collibra Data Governance